Авиаудары американских БПЛА.
Название: Авиаудары американских БПЛА: двойные стандарты Исламабада.
Автор: Н.А. Замараева
Источник: http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/27-08-12b.htm
18 августа Министерство иностранных дел Пакистана заявило «решительный протест против авиаударов беспилотных летательных аппаратов/ БПЛА в Северном Вазиристане... Пакистан последовательно утверждает, что эти нападения являются нарушением его суверенитета и территориальной целостности...»
23 августа «высокопоставленный американский дипломат был вызван в Министерство иностранных дел, где ему было заявлено, что авиаудары БПЛА незаконны с точки зрения международного права, и нарушают суверенитета Пакистана; было подчеркнуто, что такие нападения неприемлемы...» Официальный протест внешнеполитического ведомства по вопросу авиаударов — первый в пакистано-американских отношениях.
В течение нескольких лет гражданские власти страны заявляют о недопустимости подобных атак. В апреле с.г. в рамках пересмотра и выработки новых подходов во внешней политике, в том числе в отношениях с США, запрет на использование беспилотных летательных аппаратов (их еще называют дроны) был поддержан всеми членами правящей партийной коалиции страны, нижней палатой парламента — Национальной ассамблеей, кабинетом министров федерального правительства Пакистана. Тогда же МИД Пакистана заявлял, что не даст разрешение на возобновление сухопутных транзитных маршрутов для коалиционных войск США/НАТО/ММСБ в Афганистан без удовлетворения выдвинутых требований, в числе которых и был запрет на использование дронов над пакистанской территорией.
В настоящее время в стране продолжаются протестные акции различных слоев населения, а боевики различных террористических организаций заявляют об адекватных мерах как в отношении коалиционных сил в соседнем Афганистане, так и в отношении действий против федерального правительства. Старейшины племен и члены различных праворелигиозных партий, например, в агентстве Баджаур Территории племен федерального управления/ТПФУ, такие как Джамаат-и-ислами, отделения политических партий — Пакистанской мусульманской лиги Наваза Шарифа/Н, организации Тахрик Инфсааф Баджаур Пакистана еще в июне с.г. выступили в поддержку запрета на использование БПЛА, подчеркивая, что «действия НАТО могут оказать негативное влияние на законность, правопорядок и экономическую ситуацию в стране».
Что это означает на практике? Вслед за массовыми акциями протеста гражданского населения усиливаются антиамериканские настроения не только в зоне пуштунских племен пакистано-афганского пограничья и соседних районов провинции Хайбер-Пахтунхва; существует и оборотная, негативная сторона — действия боевиков. Во-первых, по информации пакистанских СМИ, «террористические элементы частично покидают ТПФУ и передвигаются в урбанизированные городские районы», т.е. внутренние районы страны, неся с собой отрицательный заряд террора; во-вторых, боевики усиливают пропаганду исламистского экстремизма, и, таким образом, растет число сочувствующих боевикам, что ведет в дальнейшем к социальному расколу в обществе и т.д.
Соединенные Штаты игнорируют решение парламента Пакистана о прекращении атак дронов; авиаатаки продолжаются с завидным постоянством; они приостанавливаются лишь в периоды резкого охлаждения пакистано-американских отношений.
США начали использовать БПЛА в 2004 г.; их целью являются места укрытий боевиков в зоне пуштунских племен ТПФУ. По оценкам различных местных и американских СМИ, в общей сложности США нанесли по территории Пакистана 336 авиаударов, в результате которых погибли, по разным данным, 2532–3251 человек. Наиболее интенсивные удары были отмечены в период пребывания у власти в США администрации президента Барака Обамы в связи с заявленной им стратегией интенсификации борьбы с международным терроризмом в пакистано-афганском пограничье в 2009–2012 гг.
США, в первую очередь Пентагон, настаивают на продолжении авиаударов, заявляя, что это блокирует трансграничные переходы из Пакистана в Афганистан боевиков, которые в дальнейшем совершают нападения на коалиционные войска США/НАТО\МССБ в Афганистане. По сообщениям пакистанской прессы, «число американских военнослужащих, погибших в Афганистане, достигло 2000 человек». Цифры приводятся за последние 27 месяцев. Увеличение потерь было отмечено после решения президента США Б. Обамы в 2010 г. дополнительно направить десятки тысяч военнослужащих в эту страну для активизации возглавляемой коалицией США/ НАТО борьбы против международного терроризма.
В настоящее время в Афганистане США/НАТО/МССБ интенсивно проводится обучение военнослужащих национальных сил безопасности. Вашингтон подтвердил свое обязательство передать функции по поддержанию безопасности афганской армии к 2014 г. Но в последнее время участились случаи, когда афганские военнослужащие направляют оружие против представителей коалиционных сил. В текущем году, как сообщают СМИ, по меньшей мере «40 военнослужащих коалиционных войск НАТО, большинство из них американцы, были убиты либо действующими сотрудниками афганских национальных сил, или нападавшими, одетыми в их военную форму. Это обстоятельство усиливает давление на Белый дом и подтверждает его решимость вывести войска.., у администрации Б. Обамы нет планов по расширению присутствия США в Афганистане». Одна из основных задач командования коалиционными войсками США/НАТО/МССБ в Афганистане — сохранение жизни собственных военнослужащих. Объяснимы и претензии Вашингтона к Исламабаду о «недостаточно предпринимаемых мерах» по уничтожению боевиков в пакистано-афганском пограничье. США обвиняют в трансграничных переходах в Афганистан и террористических актах против войск США/НАТО/МССБ в первую очередь боевиков сети Хаккани и других террористических группировок афганских боевиков и пакистанских талибов, укрывающихся в различных агентствах ТПФУ.
Существует и иной взгляд Пентагона на зону пуштунских племен Пакистана. В начале июня с.г. министр обороны США Леон Панетта заявлял, что «Америка ведет борьбу в зоне племен Пакистана... Америка впредь будет действовать самостоятельно, если Пакистан не уничтожит места укрытий сети Хаккани на своей территории...»
Удары БПЛА 17 августа с.г. в Северном Вазиристане были нанесены после категорического «нет» Исламабада в отношении военной операции в указанном агентстве в пакистано-афганском пограничье. Военное командование Пакистана заявило о самостоятельном принятии решений в отношении какой-либо операции в районе.
24 августа МИД Пакистана вновь заявил, что «наша позиция предельно ясна... мы рассматриваем авиаудары, как незаконные, контрпродуктивные; рассматриваем их как нарушение нашего суверенитета, территориальной целостности и нарушение международного права...»
Но одновременно с жесткими словесными комментариями вместо принятия конструктивных шагов, как, например, в случае с авиаударом по пакистанскому блокпосту в ноябре 2011 г. и последовавшим блокированием маршрутов поставки грузов для коалиционных сил США/НАТО/МССБ в Афганистане, МИД Пакистана лишь констатирует: «Мы работаем с лидерами США на различных уровнях по этой проблеме и работаем над различными предложениями. Мы надеемся прийти к взаимоприемлемому решению этого вопроса». Лояльность/ либеральность Исламабада в вопросе авиаударов БПЛА объясняется стремлением реанимировать стратегический диалог с Вашингтоном, подписанный в 2010 г., но уже через год приостановленный первоначально из-за рейда американского спецназа с целью ликвидации Усамы бен Ладена в мае 2011 г. Исламабад надеется на возобновление стратегического диалога. «Мы считаем, — заявляет МИД Пакистана, — что это важные отношения. Мы также считаем, что есть желание обеих сторон развивать связи на основе взаимного уважения и взаимного интереса... мы очень целеустремленны и прагматичны в вопросе этих отношений».
По нашему мнению, по мере приближения 2014 г. — даты завершения передачи ответственности за обеспечение безопасности коалиционными силами США/НАТО/МССБ Афганской национальной армии и постепенного вывода иностранных войск из Афганистана, ситуация в пакистано-афганском пограничье будет накаляться.
НАТО всё ближе и ближе.
США создают военную базу в Узбекистане.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, на днях Вашингтон и Ташкент начали переговоры о создании на территории Узбекистана Центра оперативного реагирования. После 2014 года он фактически будет выполнять функции военной базы США. Кроме того, именно Узбекистану достанется большая часть вывозимой из Афганистана американской военной техники.
Потепление между США и Узбекистаном, который американцы сильно критиковали за события в Андижане весной 2005 года, произошло после того, как госсекретарь США Хиллари Клинтон Ташкент приняла решение об исключении из черного списка стран — нарушителей прав человека, с которыми нельзя налаживать военно-техническое сотрудничество. Теперь стороны ведут интенсивные переговоры.
Впрочем, источники издания отмечают, что пока численность американских солдат, которые будут на постоянной основе находиться в Узбекистане, еще не обсуждалась. Название центра тоже пока предварительное. При этом недавняя очередная приостановка Узбекистаном членства в ОДКБ позволяет ему спокойно размещать на своей территории иностранные базы. При этом в утвержденной внешнеполитической концепции Узбекистана отмечается, что государство иностранных военных баз на своей территории обязуется баз не иметь, да и сами американцы еще неделю назад заявляли, что «долгосрочных военных баз» в Узбекистане создавать не планируют.
Информация о том, что США собираются закрепиться в Узбекистане, была негативно воспринята в Москве. В МИД РФ надеются, что Ташкент все же переменит свое решение.
«Нашим узбекским партнерам стоит тщательно проанализировать все возможные последствия расширения военного сотрудничества с США.
Тогда, возможно, они поймут, что в случае обострения ситуации в регионе после 2014 года безопасность их страны в наилучшей степени обеспечат не США, а партнеры по ОДКБ», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Тем временем, пока американцы еще только намереваются укрепиться в Узбекистане, Москва активно налаживает связи с соседней Киргизией. На прошлой неделе в ходе визита в республику вице-премьера Игоря Шувалова были сняты все вопросы о пребывании в стране российских военных объектов. На осень запланировано подписание договоров в военно-технической, экономической и энергетической сферах.
Вместе с тем, несмотря на теплые отношения с Москвой, Бишкек вовсе не собирается захлопывать дверь и перед Вашингтоном. «Если американцы оставят нам военную технику, мы не откажемся»,— заявил премьер-министр страны Омурбек Бабанов. Тем временем в Минобороны страны также не исключают, что, несмотря на заявления президента Алмазбека Атамбаева, база США в аэропорту Манас останется в республике и после 2014 года. Просто она сменит название.
http://kprf.ru/international/109464.html