Джамахирия возвращается!?
18 сентября 2012 | Быстров А.А.
Египет и Ливия: новая стратегия США.
Последние события в арабском мире, и особенно в Ливии, вынуждают администрацию Б.Обамы форсировать ревизию своей прежней политики на Ближнем Востоке.
Прежде всего это коснётся Ливии и Египта. В отношении последнего уже принята концепция «позитивного нейтралитета», которая не подразумевает выстраивания с Каиром тесных союзнических отношений.
И это несмотря на то, что новый президент М.Мурси совершил один из первых официальных визитов именно в США. В руководстве египетских «Братьев-мусульман» прекрасно отдают себе отчёт в том, что без реальной экономической помощи США они вряд ли смогут удержать ситуацию в стране под контролем, не говоря уже о том, чтобы вернуть Египту статус одной из региональных держав. Излишне говорить, что такая помощь Вашингтона может быть обусловлена только «взвешенным» курсом новых египетских властей по отношению к договорённостям с Израилем.
Но не только. После последних событий в Бенгази США пересматривают своё отношение к различным политическим силам в Ливии. Напомним, что прежнее правительство А.аль-Киба было сформировано после долгих консультаций с Вашингтоном. Интересно, что одну из основных ролей в этом процессе играла постоянный представитель США при ООН С. Райс.
Новое правительство М. Ю. аль-Магарифа сформировано без такого активного участия американцев, но зато с явным участием «Братьев-мусульман» из Триполи и финансовых возможностей зарубежной ливийской диаспоры, которые фактически сумели нивелировать победу светского блока М.Джебриля на недавних парламентских выборах за счёт так называемых «независимых депутатов».
В этой связи ряд экспертов оценивает нападение на посольство США в Бенгази как некий шаг, направленный на демонстрацию отрыва нынешних ливийских властей от орбиты влияния Вашингтона. Примечательно, что в Триполи, где также сильны исламисты, или на западе страны, где господствует клан Зинтана, никаких волнений не было. Не согласимся с этими утверждениями, поскольку скорее всего речь идёт о другом.
События в Бенгази являются несомненным ударом по репутации нового правительства со стороны тех племенных кланов востока страны, которые не сумели продвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра, и соответственно крайне незначительно будут представлены в сформированном правительстве. Необходимо было продемонстрировать неспособность нового правительства контролировать ситуацию в стране, что и было сделано. В данном случае – повод для этого является техническим моментом.
Это свидетельствует лишь о том, что Вашингтон должен вновь обратить внимание на расстановку племенных сил в Ливии, которая в принципе и определяет развитие ситуации в стране. Попробуем предсказать, что в скором времени начнёт намечаться крен американского интереса в сторону кланов Киренаики, в том числе и тех, которые являлись опорой прежнего ливийского режима.
Эту тенденцию уже уловили в Каире. Например, там чётко артикулировали свою позицию бывшим сторонникам Каддафи, которые укрылись от «революции» в Египте. Новое руководство страны объявило, что оно берёт под защиту и покровительство «всех ливийских эмигрантов, которые имеют двойное гражданство» или (!) «являются надёжными инвесторами в египетскую экономику».
Имеется в виду прежде всего родствнник бывшего ливийского диктатора А.Кадафадама, который с самого начала событий в Ливии пытался позиционировать себя в качестве «третьей силы».
Эта идея не воспринималась на Западе всерьёз, но теперь настало время изучить её более пристально. В частности, Франция через известного французского политика Р.Дюма уже наладила отношения со сторонниками клана Каддафи и его ближайшим окружением, которые осели в Париже.
Не без помощи французских властей многие из них получили свидетельства беженцев, а некоторые и французские паспорта. Так, например, жена бывшего руководителя аппарата Каддафи В.Салеха Кафа Кашур, несмотря на тюремное наказание «за бесчеловечное обращение с прислугой», получила паспорт Франции.
А её брат Али Хиджази считается «связующим звеном» между Парижем, Триполи и странами Сахеля. В частности, известны его связи среди торговцев бриллиантами в этой части Африки. Очень много он сделал для французских интересов и в ЦАР, где А.Хиджази был долгое время советником президента А.Патассе.
Каир в данном случае проявляет себя большим прагматиком. Здесь речь идёт о привлечении значительных финансовых средств, которые в виде наличности были вывезены в своё время сторонниками Каддафи. Плюс ко всему накануне падения режима его окружению удалось продать значительную часть недвижимости в самом Египте, и эти деньги остались в стране.
Ну и 1 млн. ливийских эмигрантов, которых в настоящее время пытается сплотить вокруг себя А.Кадафадам. С этой силой вынуждены считаться все силы Ливии, а тот же Абдель Джалиль через «братьев» пытается вести с ними консультации о возможном альянсе. Египетские власти в данном случае рассматривают ливийскую диаспору как средство продвижения своих интересов не только в Ливии, но и других странах, где ливийская эмиграция «новой волны» представлена широко: Нигер, Мали, Тунис.
Институт Ближнего Востока
Комментарии
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад
1 год 4 недели назад